Наводим резкость на брак

Автор: | 30 Октябрь, 2012 | Отзывов (0)

Свадебная фотография — одно из наиболее динамично развивающихся направлений коммерческой фотографии. За последние несколько лет уровень работ российских свадебных фотографов сильно вырос. И теперь Россия наравне с Европой, США и Австралией задает тон свадебной съемке.
Правда, для того, чтобы удержаться на плаву, фотографам приходится искать новые подходы и приемы, предлагать что-то оригинальное, чтобы отличаться от других. Помимо этого нужно грамотно строить бизнес. Раньше способом продвижения для фотографа было «сарафанное радио», а сейчас на смену ему пришел Интернет, где пары самостоятельно ищут фотографов. Поэтому этот бизнес сейчас стал доступен для молодых талантов, но достичь успеха в нем все сложнее.

На рынке свадебной фотографии в основном работают фрилансеры, есть несколько студий, которые фактически являются объединениями фрилансеров, а компаний, нанимающих фотографов, и вовсе единицы. Это происходит из-за ярко выраженной сезонности бизнеса и невысокой рентабельности. Сезон свадеб начинается в апреле, затем в мае идет сильный спад, связанный с приметой, что: женишься в мае — всю жизнь будешь маяться. Пик свадебного сезона — август-сентябрь, а ближе к зиме наступает затишье. Выходит, что активно работает свадебный фотограф всего 6-7 месяцев в году.

Сейчас войти на рынок свадебной фотографии очень просто, достаточно купить дешевую «зеркалку» — 15 тыс. рублей, дешевый компьютер — 15 тыс. рублей, и вы — «свадебный Фотограф». Но это с точки зрения обывателя. Просто войти на рынок — мало. Чтобы начать заниматься свадебной съемкой профессионально, нужна профессиональная фототехника, а это самая большая статья расходов, нужен мощный компьютер с калибрируемым монитором. По подсчетам генерального директора «Интернет Бизнес Дизайн Групп», профессионального фотографа и дизайнера Андрея Иванова, «входной билет» на рынок профессиональной свадебной фотографии может стоить около 300 тыс. рублей. «Нужна хорошая камера, но, как правило, две. Профессиональная камера стоит от 80 до 200 тыс. рублей. Обязательный набор объективов (репортажный, широкоугольный, телеобъектив, и что-то по вкусу — портретник, тильт-шифт), каждый из которых стоит в среднем от 30 до 90 тыс. рублей. Помимо этого фотографу нужно много вспомогательного оборудования, а это тоже расходы: зонты, синхронизаторы, аккумуляторы, светофильтры, вспышки, карты памяти, отражатели и так далее. Несколько десятков тысяч придется потратить и на первоначальное образование, курсы, тренинги», — рассказал эксперт.

По наблюдениям Андрея Иванова, сейчас рынок очень разрознен, существует большая разница между нижним ценовым сегментом и художественной фотографией высокого класса: «К нижнему сегменту относится съемка стоимостью около 10 тыс. рублей за полный съемочный день. Такие съемки заказывают самые нетребовательные клиенты. Качество работ обычно оставляет желать лучшего и сопоставимо с уровнем фотографий, снятых гостями. Средний сегмент варьируется от 25 до 50 тыс. рублей. Фотографы этого сегмента, как правило, предоставляют качественный фотоматериал и набор дополнительных услуг — съемку Love Story, печать фотографий, свадебную книгу, слайд-шоу, художественную ретушь и тому подобное. Полный пакет может включать довольно большой перечень услуг. Работа в среднем ценовом сегменте также предполагает наличие ассистента, поскольку для создания красивой картинки требуется дополнительный свет. К элитному сегменту относится съемка от 100 до 350 тыс. рублей. Свадебных топ-фотографов Москвы можно пересчитать по пальцам. В этом случае клиент может рассчитывать на высокое качество снимков и оригинальность, эти фотографы обладают своим неповторимым стилем».

Одна из главных проблем рынка свадебной фотографии и всей коммерческой съемки — качество образования. «Многие фотографы имеют в лучшем случае художественное образование, но зачастую это самоучки, выросшие из любителей. Есть, конечно, профи, которые учились у мэтров, но их единицы. Настоящего фотографического образования у нас просто нет. По сути все фотошколы и курсы учат технике, а не творчеству. Мастер-классы могут научить делать похожую картинку, копировать, но не творить», — считает профессиональный свадебный фотограф Наталия Ермакова.

Другого мнения о проблеме образования Андрей Иванов: «Сейчас найти курсы по фотографии не проблема, их, пожалуй, слишком много. В Интернете в открытом доступе есть книги, видеокурсы, тренинги. Но самые лучшие и «свежие» материалы обычно на английском языке. Чтобы выбрать из всего этого многообразия действительно полезную, структурированную информацию, нужно иметь базовое образование, на которое, как на скелет, можно нарастить «информационные мышцы».

Конкуренция между фотографами «низкого» уровня и среднего сегмента очень велика. Выигрывают, как правило, те, кто работает не только качественно, но и умеет налаживать контакты и превращать одноразовых клиентов в постоянных. Те же, кто профессионально снимает за большие деньги, в рекламе не нуждаются.

«Молодые фотографы начинают с того, что снимают свадьбы родственников и друзей, потом бесплатно снимают чужие свадьбы, собирают портфолио, затем прикрепляются к уже работающему в этой сфере человеку ассистентами. Ассистент обычно носит оборудование, выставляет свет, меняет объективы, в свободное время он может фотографировать гостей и молодоженов, — объяснила Наталия Ермакова. — Пробиться можно только трудом и коммуникабельностью. Надо много снимать, много общаться, нарабатывать клиентов. Очень помогают в этом и социальные сети. Можно работать в студии или быть свободным художником. Выгодно также работать на добросовестного владельца свадебного агентства на условиях «фри».

По мнению профессионального фотографа Александра Медведева, для того, чтобы успешно продать свои услуги, нужно отличаться от других, а для этого надо выработать свой стиль. «Стиль не придет просто так, нужно упорно работать над ним. Надо ставить цели и применять объективные критерии оценки своей работы и развития. Это может быть финансовый критерий или критерий известности. В конце каждого года вы должны проводить анализ своих достижений, — уверен Александр Медведев. — Также важно уметь правильно взаимодействовать с клиентами и понимать, чего они хотят. Только так можно подружить искусство и коммерцию».

Еще один важный показатель, на который фотограф должен обращать внимание, — бренд. «Вы всегда должны помнить о репутации. Один негативный отзыв в Сети может загубить вашу карьеру. Поэтому всегда старайтесь выкладываться полностью, — отметил фотограф Артем Кондратенков. — Очень важно, как вы выглядите, как общаетесь. Ваш стиль должен соответствовать тому, что вы делаете».

Председатель Ассоциации профессиональных свадебных фотографов PWPA Максим Дубенской считает, что заказчикам эффективнее всего искать свадебного фотографа в Интернете. Но нужно обращать внимание на то, есть ли у фотографа свой сайт: «Профессионал должен иметь не только страницу в социальной Сети, но и свой сайт, где нужно регулярно обновлять контент. Стоит отметить, что обычно на сайт выкладывают только лучшие фотографии. Но заказчик всегда может попросить фотографа показать целиком все материалы со свадьбы. Профессионалы, как правило, в этом не отказывают».

«Я бы посоветовал молодым при выборе фотографа в первую очередь обращать внимание не на цену, хотя это тоже важный показатель, а на профессиональные и личные качества человека. Для того чтобы понять, подходит вам фотограф или нет, необходим личный контакт, то есть встреча. Только после общения вы сможете понять, близко ли творческое видение фотографа вам или нет, — отметил Максим Дубенской. — Важно понять, комфортно ли вам будет общаться с этим человеком на свадьбе, ведь фотограф — это не обслуживающий персонал на свадьбе, а скорее товарищ и помощник. Не бойтесь личных встреч, тогда вы не получите кота в мешке».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal